«Детская ассамблея». Игровая программа выставки «От Руси до России»
15 мая – 10 июня 2009 года в Центральном выставочном зале «Манеж» проходила историко-художественная выставка «Путь Петра. От Руси до России», в которой приняли участие 26 музеев, архивов и библиотек из шести городов России. Проект был подготовлен и проведён Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, OOO «Максима» и Центром развития музейного дела. Специально для выставки Центр развития музейного дела, организатор ежегодных детских музейных фестивалей, разработал игровую программу «Детская ассамблея» для посетителей от 6 до 15 лет.
Игровая программа была спланирована так, чтобы активным полем действия для ребенка становилось все пространство выставки, а не только специально выделенные «детские уголки». Огромный выставочный зал «Манежа» с помощью игровой карты был превращён для детей в корабль, плывущий по волнам Моря Житейского. Игровой рисованый персонаж – Балтийский Тритон – сопровождал ребенка по выставке в многочисленных печатных материалах, задуманных специально для гостей разного возраста. От имени Тритона ребенку предлагались задания и игры.
Концепция программы была основана на идее создания особого детского смыслового слоя, который на доступном ребенку понятийном уровне и в привлекательном для него игровом режиме познакомит ребенка с содержанием выставки, её экспонатами и историческим контекстом эпохи.
Программа имела семейный характер и была предназначена для самостоятельных посетителей.
При входе на выставку в «Канцелярии Тритона» каждый ребенок вписывал свое имя в «Корабельную книгу», вступая в команду, и получал игровой «Пакет Страшной Важности», содержащий карту игры и карточки с заданиями для соответствующего возраста. Были выделены три возрастные группы: 6–8 лет, 9–12 лет и 13–15 лет и разработаны задания трёх уровней сложности.
Задания были привязаны к конкретным экспонатам выставки или к одному из её разделов в целом и выполнялись прямо в экспозиции. Для облегчения навигации «трюм» корабля (1-й этаж выставочного зала) и «палуба» (2-й этаж) были поделены на «отсеки» и пронумерованы. Освоение пространства и карты было одним из важных игровых заданий.
Каждое задание представляло собой интерактивную иллюстрацию к какой-то важной идее или теме петровской эпохи. Пакет заданий также включал в себя «Словарик Тритона» с переводом встречающихся в текстах незнакомых ребенку слов петровского времени (например, «"Лепо" = красиво, хорошо; сравни с современным "нелепо"»).
Все разделы выставки были снабжены иллюстрированными детскими текстовыми экспликациями, повешенными на высоте роста ребёнка (под экспликациями для взрослых), где в простой и образной форме рассказывалось об особенностях эпохи и истории Петра.
Особые детские игровые зоны помогали ребенку «вжиться» в эпоху. Например, «Кунсткамера Тритона» с ее игрушечными «препаратами» и коллекциями символически включала в себя такие важные для XVIII века культурные институты, как библиотека, музей, архив, обсерватория, анатомический театр и кабинет учёного. Это интерактивное пространство, центральное для детской игровой программы, гротескными театральными средствами отображало барочную картину мира с ее единством мифологически-символического и прагматически-научного знания, столь созвучную детскому мировосприятию.
На выставке можно было рисовать, играть, выполнять задания, решать задачи, сочинять, мастерить, смотреть кинофильмы.
Все детские материалы были выполнены в едином, специально разработанном графическом стиле, позволявшем издали опознать объекты или задания, предназначенные ребёнку.
Контекстная карта Европы, названная «Тем временем...», с помощью запоминающихся образов сообщала ребенку, что Исаак Ньютон, Шарль Перро, Джонатан Свифт, Эдмунд Галлей или Готфрид Вильгельм Лейбниц были современниками Петра I, и кратко описывала их заслуги перед человечеством.
«Лента времени» была посвящена таким событиям, произошедшим в годы жизни Петра, которые обычно остаются «за бортом» школьного учебника истории. Например, она рассказывала о том, что в Европе в то время похолодало, или о том, как калорийные картошка и кукуруза, привезённые из Америки, позволили европейцам наедаться досыта и пополнеть, или об изобретении Фаренгейтом ртутного термометра.
В «Мастерской Тритона» ребёнок мог узнать, чему учился царь Пётр и какими навыками он обладал, и попробовать свои силы в разных областях знания XVIII столетия. Играя, можно было попробовать построить и спустить на воду парусный корабль, посадить корабельную рощу, сочинить программу фейерверка, провести судно по сложному фарватеру, начертить план крепости и т. д.
В «Кунсткамере» и «Мастерской Тритона» были предусмотрены места для экспонирования созданных на выставке детских работ, которые дети могли разместить самостоятельно. В конце путешествия «Канцелярия» торжественно награждала ребёнка орденом Балтийского Тритона.
Выставка пользовалась огромным успехом у посетителей и вызвала живой отклик в профессиональной среде.
Авторский коллектив игровой программы
Автор и куратор детской программы:
- Дарья Агапова – куратор фестиваля «Детские дни в Петербурге».
Художники:
- Никита Сазонов – автор интерактивных выставок «Музей музеев» в рамках IV фестиваля «Детские дни в Петербурге» в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, выставки «Легенды дедушки Стека» в Выставочном зале Музея городской скульптуры и других.
- Варвара Помидор – дизайнер, график, автор иллюстраций ко многим маршрутным листам фестиваля.
Научный консультант программы:
- Маргарита Фёдоровна Альбедиль – доктор исторических наук, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН.
По окончании выставки детская программа была переработана в передвижной интерактивный выставочный проект «Пётр I. Коллекция перемен», который может быть приглашён для показа на той или иной площадке. В 2010 году он с успехом экспонировался в Сестрорецке.